Появление Кадастровой палаты внесло определенную путаницу в понимание процедур регистрации прав на землю и постановки объектов на кадастровый учет. Особенно сложно разобраться в том, требуется ли повторная регистрация прав, если они были оформлены до 2008 года на основании законодательства, которое уже утратило силу.
Для урегулирования спорных моментов и внесения ясности в вопросы постановки на кадастровый учет ранее учтенных объектов был принят Федеральный закон № 218 «О государственной регистрации недвижимости».
К категории ранее учтенных объектов относятся объекты недвижимости, права собственности на которые были зарегистрированы до 2008 года. Также к этой категории относятся объекты, права на которые были оформлены, но которые не прошли государственный кадастровый учет.
Такие объекты уже прошли необходимые процедуры, поэтому повторная регистрация не требуется, даже если ранее действовавшее законодательство больше не применяется. Повторная регистрация может понадобиться только в случае, если собственник планирует внести изменения в данные о правах собственности или совершить другие юридические действия с недвижимостью.
Ранее учтенным считается объект, который:
Первый значимый документ, который внес серьезные изменения в процедуру регистрации прав на недвижимость, был принят в 1998 году. Согласно этому закону, регистрация проводилась по определенным правилам до 2008 года. В 2008 году порядок регистрации снова изменился, а в 2017 году был принят новый Федеральный закон, регулирующий вопросы регистрации. Согласно последнему закону, права на недвижимость регистрируются одновременно с постановкой объекта на кадастровый учет. Это было сделано для упрощения процесса регистрации и присвоения кадастрового номера.
Если требуется изменить кадастровый номер или права собственности на ранее учтенный объект, собственнику стоит обратиться к профессионалам. Процедура может быть усложнена необходимостью подготовки дополнительных документов, требуемых новым законодательством.
Кадастровый учет и регистрация прав собственности прошли сложный законодательный путь. Нормативные акты, регулирующие эти процессы, неоднократно изменялись, что привело к путанице в процедурах регистрации и согласовании законов.
Федеральный закон № 122 регулировал регистрацию прав собственности с 1998 по 2017 год. Согласно его положениям, права регистрировались в базе ЕГРП, а собственнику выдавалось Свидетельство, подтверждающее его права на объект.
Законодательство о кадастровом учете менялось чаще. В существующие законы вносились поправки, а некоторые утратили силу в связи с принятием новых нормативных актов.
Объединение регистрации прав и кадастрового учета
С 2018 года процедура значительно упростилась. Федеральный закон № 218 позволяет регистрировать права собственности и одновременно ставить объект на кадастровый учет. Все данные фиксируются в ЕГРН, где также хранятся сведения о ранее учтенных объектах, зарегистрированных по старой процедуре.
Как узнать статус объекта недвижимости?
Информация о статусе объекта доступна на публичной кадастровой карте Росреестра. Чтобы узнать статус, необходимо:
Если объект был зарегистрирован ранее, в реестре будет указана информация с пометкой «ранее учтенный объект».
Регистрация прав собственности необходима при совершении юридических операций с недвижимостью: продаже, аренде или других сделках. В случае перехода прав собственности к другому владельцу изменения вносятся в базу Росреестра в соответствии с новым законодательством.
Как поставить на учет ранее учтенные объекты?
Если требуется изменить статус объекта на «учтенный», необходимо пройти государственную процедуру и подготовить пакет документов:
Документы можно подать в офис Росреестра, МФЦ или через сайт Росреестра.
Важно отметить, что перерегистрация ранее учтенных объектов проводится бесплатно. Если объект считается вновь образованным, потребуется уплата государственной пошлины.
После рассмотрения заявки объекту присваивается кадастровый номер, и права собственности регистрируются. Владелец получает возможность свободно распоряжаться имуществом.
Сроки регистрации
Рассмотрение заявки занимает пять рабочих дней. Если документы подавались через МФЦ, срок может быть увеличен с учетом межведомственного взаимодействия. Информация о регистрации и кадастровом номере отражается в выписке из ЕГРН.
Если возникают сложности с подготовкой документов, рекомендуется обратиться к специалистам.
Причины отказа в регистрации
На практике могут возникнуть сложности, и Росреестр может отказать в регистрации. Основные причины отказа:
После устранения ошибок или с помощью профессионалов можно повторно подать документы на регистрацию.